Алюминий обладает большим количеством положительных характеристик, что делает его востребованным в самых различных сферах: от производства ТНП до самолетостроения. Но даже в нынешних условиях сварка алюминия и его сплавов остается довольно сложным и трудоемким процессом.
Сложности при выполнении сварных работ обусловлены такими свойствами материала, как:
Кроме того, когда используется сварка алюминия, проблемы могут возникать из-за выделения водорода при нагреве. Впоследствии, когда металл остывает, газ, ища выход, оставляет в нем поры и трещины. Это приводит к ухудшению качества сварного шва, снижению его герметичности.
Уникальные характеристики металла определяют и условия сварки алюминия и его сплавов.
Одновременно с этим, повышенная текучесть металла при нагреве требует использования специальных теплоотводящих подкладок под швы.
Значительную роль в сварочном процессе играет используемая марка алюминия - для сварки подходит не каждый сплав.
Согласно классификации, алюминий может быть:
Несмотря на то, что нелегированный металл применяется в различных видах промышленности, такой алюминий под сварку применяют очень редко.
Гораздо чаще используют алюминиевые сплавы, которые, в свою очередь, подразделяются на литейные и деформируемые. Именно полуфабрикаты из последних и применяются для формирования сварных изделий.
К наиболее востребованным относятся сплавы АД, АД1, АМц, АМг, АМг3, АМг5В, АМг6, АВ, АД31, АДЗЗ, АД35, М40, Д20, ВАД1, В92Ц.
Сегодня сварка алюминия производится разными методами.
Независимо от того, какие виды сварки алюминия используются в работе, процесс состоит из нескольких этапов.
До того, как приступать к сварке, кромки алюминиевых изделий тщательно обезжиривают при помощи ацетона, уайт-спирита, авиационного топлива и других растворителей.
Также требуется очистка от оксидной пленки. Ее удаляют щеткой со стальным ворсом или напильником. Дополнительно используют бензин или каустическую соду. Устранять пленочное покрытие требуется на расстоянии не менее 30 мм от кромки.
Перед началом процесса необходимо изучить режимы сварки алюминия, которые зависят от целого ряда нюансов. В том числе на выбор режима влияет выбор способа сварных работ и требуемый результат.
Для получения наиболее качественного результата при сварных работах используют только постоянный ток с обратной полярностью. Сила тока при этом рассчитывается по стандарту 25-30 А на 1 мм толщины заготовок.
Максимальная температура сварки алюминия зависит как от толщины металла, так и от используемых материалов (в случаях, когда свариваются детали из различных металлов). При этом, до начала формирования шва алюминиевые кромки необходимо прогреть: до 300°С для кромок из тонкого металла и до 400°С – для толстых заготовок.
Количество слоев сварного шва зависит от толщины заготовок: до 14 мм – 1-2 слоя, свыше 14 мм – до 3-х слоев.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что, несмотря на трудности при сварке алюминия, работать с этим металлом вполне возможно. Особенно при наличии хорошей теоретической подготовки и практических навыков.